class="wide-page">

Восьмилетка—нелегкая радость моя

Виталий Федорович Колесников, проработавший директором до 1962 года, был переведен в школу №3, а в школу №4 направили опытного, делового педагога А.А. Абубакирова. Нашей четвертой просто везло с директорами.
Образование — клад, а труд — ключ к нему. Именно таким хозяйственником, трудолюбивым человеком был Ашираф Ахметгалеевич. Он понимал, пришло время перемен. Старое здание стояло крепко, как старый дуб, трещин не было, крыша не текла, чистые окна всегда сверкали на солнце. Но в одном классе, самом большом, полы требовали замены.
В 1965 году вопрос с ремонтом полов решили, успешно ввели новых 4 класса, комнату для буфета, сцену. К 1969 году школа обновилась, это была еще одна победа.

С переводом А.А. Абубакирова директором в среднюю школу №1, руководителем восьмилетней школы №4 стала, Кузнецова Ольга Николаевна. Естественно, для нее это предложение было неожиданным, но работу она знала, училась у хороших наставников. Следовала она принципу: «Прежде всего поучай сам себя, тогда ты научишься чему-то от других». С заведующим РОНО Т.Х. Аслаевым они вместе посещали уроки, обменивались знаниями.
Большим событием в школе было появление своей машины ЗИС-5, которую помогли получить шефы – Тубинское рудоуправление и родительский комитет. Машина ЗИС-5 была списанной, имела неприглядное внешнее и неисправное техническое состояние. Павел Иванович Яксанов, трудовик, классный водитель, приволок грузовичок из Уфы! Как он это сделал, знал только он сам. Ровно через два месяца заново окрашенный автомобиль уверенно стоял на своих крепких колесах. Мальчишки с увлечением мыли его, красили, придумали имя и крупно вывели на кабине «Захарка» и первыми прокатились по городу. Видели бы вы, как сияли глаза мальчишек!
Порядка в школе явно не хватало бы без четко организованной работы завхоза Ахмадуллы Харрасовича Сарлыбаева, участника Великой Отечественной войны, воевавшего в рядах 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. С 7 часов утра он был уже в школе, осматривал кабинеты, следил за топящейся печью, обогревались ведь дровами. Доставка и обеспечение запаса дров тоже была его забота. На всей территории школы – порядок, технички на месте, вода запасена.
Тубинское рудоуправление (директором был Ф.А. Гайнуллин, председателями месткома Н.М. Гуров, Ф. Сагитов, секретарем парторганизации — В. Адмедин) многие годы оказывало школе большую поддержку. В летний период помогали с 2-4 путевками в лагерь бесплатно, зимой обеспечивали дровами. Мы вели активную общественную работу, четыре учителя были пропагандистами.
С обновлением школы встретили молодых специалистов — А.С. Антонову, А. Ямантаеву, Ю.А.Иванова. Теплыми словами хочется вспомнить последнего директора школы Шайдуллина Кима Закировича, военного летчика, принимавшего участие в освобождении Ленинграда. Он был не единожды ранен, осколки, которые нельзя было удалить, носил в себе. Но душой всегда был молод, легко находил язык как с педагогами, так и с учениками. С ним было интересно общаться на любые темы и обсуждать различные вопросы. Он строго следил за порядком, продолжал развивать начатое старшими товарищами дело, и это ему удавалось.
Пристроенное в 1981-1882 годах здание приходило в аварийное состояние. По воспоминаниям В.Н. Плеханова, выпускника нашей восьмилетки, впоследствии директора СОШ№2 и учебно-производственного комбината, работать становилось все труднее, об аварийном состоянии здания свидетельствовали трещины в стенах, оседающие окна. Пристрой школы уходил из жизни. Но что удивительно, старая школа, отстроенная еще в 1921 году, так и стояла.
Жизнь и время не уходят бесследно, четвертая восьмилетняя стала предшественником новой городской школы №4. Успешно поддерживает эту преемственность бывшая ученица восьмилетней школы №4, ныне педагог СОШ №4 г.Баймака Хуснутдинова Райхана Файзрахмановна. Совсем юная, тихая девочка переступила порог школы, быстро освоилась, влилась в коллектив учителей, учащихся. Вначале вела пионерскую работу, проводила занимательные сборы, разного рода соревнования, дети не отходили от нее ни на шаг. Это неудивительно, ее уроки географии привлекали не только учеников, учителей, но и методобъединение. Все ее братья также окончили восьмилетку №4, каждый нашел правильную дорогу в жизни.
И я тоже верю и надеюсь, что новая четвертая школа, став своеобразной преемницей четвертой восьмилетки, продолжит выпускать из своих стен достойных ребят, верных и надежных товарищей.
                                                                                                                                                                                                                                                        О. Кузнецова,
                                                                                                                                                                                                                                                        ветеран просвещения.

Слово о родной школе №4

Школа — это одно из ярких проявлений в жизни с ее борьбою и стремлением к достижению вечной правды. В школе воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, – учителя и родители. Каждый взрослеет, становится личностью, добивается успехов, и всегда всему начало – школа. Именно об этом я хочу рассказать — о нашем Лицее, бывшей восьмилетней четвертой школе г. Баймака, которая располагалась на месте Учебно-производственного комбината (УПК) по улице Пионерской, сегодня также не существующего.

Очень мало известно о ее рождении и становлении, только то, что она начала функционировать с 1921-1924 годов, как начальная школа имени Н.К. Крупской. Позднее, в 1944-1946 годах, уже в семилетней школе №4 директором был участник Великой Отечественной войны Ус. После войны до 1953 года директором школы работал Емельянов Борис Алексеевич, также участник ВОВ. Ученики помнят его многочисленные рассказы о войне, и сам он преподавал историю. «Уроки проходили очень интересно, живо, – вспоминают его воспитанники Нина Трухан, Антонида Гришечкина. – Мы ходили в походы. Он мечтал создать школьный музей, делал очень много фотоснимков, а мы собирали фотографии в альбомы. И вдруг его переводят в г. Сибай директором средней школы...»
По воспоминаниям учащихся выяснилось, что высокое здание школы с большими окнами (их называли финскими) аккуратно огорожено, широкий двор со всех сторон окружен лесом, к котором росли тополь, береза, карагач.
Директор школы №4 Виталий Федорович Колесников, чтобы озеленить школу, велел создать рабочую группу, куда вошли председатель родительского комитета, 8 учеников, 5 учителей и руководитель — биолог Иван Степанович. С большой охотой мальчики копали ямки, девочки сажали деревья. Саженцы привозили из Сибая и Магнитогорска при содействии шефов. Прошло время, вырос плодово-ягодный сад, зацвели яблони, груши, сливы, малина, смородина. А цветов — целое море. Цветами занимались только начальные классы, у всех была своя клумба. Воду брали из соседнего колодца, заранее наполняли большую емкость, а потом ребята бегом с ведрами поливали каждый свой участок. Осенью собирали урожай, глаза ребятишек светились радостью, яблок было очень много, брали столько, сколько могли унести, наверное, поэтому их без спроса никто не трогал. И еще один момент. На территории бывшего центрального рынка, где сегодня располагается новое здание школы №1, Виталий Федорович вместе с учителями ежедневно по два часа высаживали клен, березу.
Это были очень насыщенные годы, Виталий Федорович Колесников говорил: «Жизнь — это не сад, в котором растут только одни цветы. Учитель должен видеть глаза своего ученика, ощущать его внутренний мир, к работе относиться творчески, воспитывать в каждом ученике личность. Знать и помнить, что учитель, в первую очередь, работает на детей, а не на свою карьеру».
В годы работы В.Ф. Колесникова была отстроена просторная мастерская и отдельная комната для техперсонала. Наконец, появился кабинет труда на 15 человек, где установили тумбочки с верстаками. А напротив школы вырос спортзал и кабинет химии. Это было большим достижением, целой победой, радовались взрослые и дети.
Хорошо известно, всякая школа славна не числом, а успехами своих учеников. Всё начинается с учителя начальных классов — это человек, который знает, что способности ребенка чахнут под огнем критики и расцветают под лучами одобрения. Даря детям свою похвалу, он вдохновляет их на реализацию скрытых возможностей. Байбурина Римма Ахметовна – корифей педагогики, Учитель с большой буквы. Сорок пять учебных лет провела учитель начальных классов в школе, больше десяти из них – будучи на заслуженном отдыхе.
Пожалуй, у каждого из нас в памяти есть место первому школьному звонку и первому школьному учителю. Ведь первая учительница, как первая любовь, в памяти навсегда. Их нет сегодня в живых, но мы не забываем Балябину Валентину Ивановну, Хатнянскую Нину Михайловну, Турутину Татьяну Ивановну, Мац Галину Петровну, Мурыкину Анну Васильевну, Пустыльникову Анну Григорьевну, Привалову Анну Васильевну. Их ученики, еще совсем маленькие и испуганные, идут по коридору, строятся в ряд по классам, смотрят с интересом на своих учителей... Вот стоит совсем маленькая, худенькая девочка с большими глазами. Это Газиза Мурзабаева, ныне Кутлубаева Газиза Рахимьяновна, председатель Баймакского районного суда. Не отстает от нее Лейла Маратовна Кадырова — ныне федеральный судья. Уверенно занимает свое место в классном ряду Малик Балапанов, ставший через многие годы профессором-преподавателем БГУ, рядом с ним – Шамиль Ирназаров, как всегда, с доброй улыбкой, сегодня он — один из лучших предпринимателей района, отличный семьянин. Размашистым шагом уверенно друг за другом пополняют ряды неразлучные друзья Забир Ахметзянов, Петр Гаврилов и Рафинад Сайфеев. Сегодня они являются уважаемыми работниками, мужьями, отцами и дедами. Тихонько ведет свою дочку мама совсем маленькой Тани Денисовой, а сегодня Татьяна Васильевна — начальник отдела труда и социальной защиты населения. Рядом с ней жмётся Оля Армизонова, сегодня Пустыльникова, начальник отдела кадров Баймакского машзавода. Не отстает от них шустрая Римма Игебаева вместе с сестренкой и братом. Римма Хуснихаковна – методист, заместитель начальника отдела образования по воспитательной работе. В городе знают и Айрата Маратовича Кадырова — ныне начальника РУС: телефон работает, всё в порядке, знает свое дело. Хамитов Ринат Хакимьянович — доктор экономических наук, Абдуллина Мунира Акрамовна — кандидат педагогических наук, Гузель — юрист, Марат — рабочий завода... Трудно вспомнить всех поименно, кто стоял в коридоре четвертой восьмилетки, одно известно – по дорогам жизни уверенно идут учителя, врачи города, района, и просто хорошие специалисты в своем деле: семьи Шагеевых, Янбековых, Антоновых, Бурангуловых, Богаткиных, Халитовых, Малаховых, Хасановых, Байзигитовых, Филиных.

Учителя вместе боролись за будущее своих учеников. Мудрые, всезнающие педагоги были уважаемыми людьми, мастерами своего дела. Это математики Алсынбаев Миниахат Зарипович, Кадырова Райса Баяновна, директора А.К. Сайфуллин, И.А. Хусаинов и многие другие.

Учитель работает над самой ответственной задачей: он формирует человека. Роза Александровна Ефимова более тридцати лет работала над этой задачей. Она и сегодня в строю, знает каждого ученика, помнит по именам. Гильманова Мира Насиповна более 30 лет учила русскому языку и всегда радовалась успехам своих учеников. Ирина Георгиевна Недорезова сама училась в четвертой школе и выросла до прекрасного преподавателя. Нельзя забыть таких учителей, которые с душой относились к своему труду, это - А.Г. Ибрагимова, С.А. Рахматуллина, Т.Х. Галеев, З.А. Черепова, Райса Лутфулловна и многих других.
Идрисов Г.С.
учитель русского языка и литература